От велосипеда до экскаватора

Общаться с техникой «на ты» бригадир-слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования экскаваторно-ремонтного цеха завода РГТО Виталий Ведутов учился с самого детства. Можно сказать, что его карьера началась с того момента, когда он впервые отремонтировал свой старенький велосипед. Годы шли, и механизмы, которые нашему герою удавалось реанимировать, становились более серьезными и сложными….

Родился Виталий в поселке Двуручный Торгайской области Есильского района. Там до сих пор живет его отец Николай Васильевич. Будучи на пенсии, он продолжает работать водителем в местном совхозе.

- Он всю жизнь провел на колесах за баранкой, поэтому не может с ними расстаться, даже выйдя на заслуженный отдых, - рассказывает наш собеседник. Именно от него передалась сыну любовь к технике:

- Сначала я, как и любой мальчишка, ремонтировал велосипеды. Потом появился мотоцикл. Мне нравилось разбирать, раскручивать, выяснять причину поломки…. Отец работал водителем, и я частенько крутился возле него, когда он ремонтировал автомобиль. Так я научился разбираться в строении более сложной техники.

Окончив школу и отслужив в армии, в 1997 году Виталий Ведутов приехал в Экибастуз. В Учебно-курсовом комбинате, получил профессию помощника машиниста экскаватора. Практику проходил на экскаваторе ЭКГ 12,5 на вскрышном участке разреза «Богатырь». Начальником вскрышного комплекса в то время был Серик Саттаров, машинистом экскаватора - Александр Денисов, его помощником - Владимир Чепуренко.

После этого герой нашей беседы получил еще одну специальность - слесарь подвижного состава - и устроился на работу в ТЧ 19 Экибастуз. В течение последующих полутора лет главным его объектом для проведения ремонтных работ стали подвижные составы. Однако молодому человеку хотелось постигнуть чего-то большего, и он получил корочки электрослесаря и слесаря горно-транспортного оборудования. С тех пор с перерывом на год по семейным обстоятельствам его судьба связана с предприятием «Богатырь Комир». 18 лет назад в феврале месяце он устроился сюда слесарем по обслуживанию и ремонту оборудования экскаваторно-ремонтного цеха завода РГТО, а через 8 лет стал бригадиром:

- В первый день работы я сразу же попал на ремонт экскаватора ЭКГ разреза «Восточный».  Бригадиром был Александр Борей. С ним я проработал много лет. Потом и сам стал бригадиром. Сейчас под моим началом в зависимости от сложности ремонта работают от 5 до 15 человек. Это слесари и сварщики. Отличные ребята, сплоченный коллектив. Всегда и везде на подхвате.

 Ремонт техники бригада проводит с выездом на производственные участки. Монтаж, демонтаж, установка новых запчастей по большому счету проходит под открытым небом. Некоторые части для ремонта отправляют на завод РГТО.

Запчасти на угледобывающую технику объемные. Зачастую большим подспорьем в процессе их замены являются краны. Самая большая машина, которую когда-либо приходилось ремонтировать Виталию – это роторный экскаватор. Габариты его впечатляющие. Диаметр одного только роторного колеса составляет около 16 метров (!), а сам он высотой с многоэтажный дом:

 - Когда я впервые увидел роторный экскаватор, был поражен. В нем было столько мощи, энергии и величия!  

 Слушая, с каким восторгом наш собеседник рассказывает о своей работе, можно догадаться, что сбылась его давняя мечта однажды вернуть к жизни что-то колоссальное, значительное. Вместе с техническими устройствами, которых коснулась рука мастера, вырос и он сам, став опытным профессионалом, которого ценят в коллективе.    

Марина ПОНКРАТОВА

Фото Олега МАЛЬЧУКА.